🎞 Военное кино. «Через Гоби и Хинган» (1981)
. . . .
С тех пор как Никита Сергеевич Хрущев пошел на поводу у японцев, пообещав им два Курильских острова взамен на милостивое согласие разбитых в пух и прах самураев заключить с нами мирный договор, наша победа над Японией в 1945-м была отодвинута на задворки сознания, откуда ее время от времени доставали, когда потомки проигравших ту войну начинали совсем уж нахально себя вести и требовать себе не два, а все острова и еще пол-Сахалина в придачу. Очередное обострение советско-японских отношений случилось в начале 1980-х, когда впервые за 35 лет высокое, отнюдь не кинематографическое начальство решило напомнить им, говоря словами Хрущева. про «кузькину мать», показанную на монгольской речушке Халкин-Гол, где «летели наземь самураи под напором стали и огня». На радостях прославленный своими военными фильмами режиссер Василий Ордынский, которому поручили поставить масштабно-батальной советско-монгольский блокбастер о советско-японской войне, решил объять необъятное, включив в фильм и последние сражения в Германии, и Парад Победы, и генералиссимуса Сталина в Потсдаме, и президента Трумэна с атомной бомбой, и Хиросиму с Нагасаки, и китайцев с палками, которые они уже тогда вставляли нам в колеса, и белогвардейцев, скучающих по России, и монгольских полководцев Чойбалсана с Цеденбалом во главе 12-тысячного войска, советовавших командующим полуторамиллионной Красной Армией маршалам Малиновскому и Василевскому, как бороться с японцами. Все это было завернуто в обертку шпионского триллера про то, как наша разведка боролась с создателем японского бактериологического оружия генералом Исией из печально знаменитого отряда №731. И это было самым ценным в фильме, а не Сталин с Трумэном, Чойбалсан с Цеденбалом, и Малиновский с Василевским.
Впервые в советском кино было показано, как Красная Армия предотвратила создание фарфоровых бомб с чумными блохами, которыми японцы собирались закидать весь мир. Впервые была упомянута героическая роль советского десанта под Харбином, захвативших японские склады с оружием массового поражения и предотвративших бактериологическую атаку на человечество. Об этом десанте до сих пор молчат документы, и лишь в книге одного из очевидцев – служащего отряда №731 Хироси Акиямы упоминается, что в ночь с 10 на 11 августа 1945 года «в окрестностях Харбина был сброшен советский парашютный десант. Несмотря на моросивший дождь, были отчетливо видны спускавшиеся парашюты, напоминавшие падающие хлопья снега. Через несколько часов поступило сообщение, что все парашютисты противника уничтожены танкистами, оборонявшими Харбин».
Увы, другая сцена, показанная в фильме – как служащие отряда №731 покончили жизнь самоубийством, чтобы не попасть в плен – оказалась выдумана. Из 120 человек, которым были выданы ампулы с цианистым калием, свел счеты с жизнью лишь один. Убийцы, как правило, предпочитают убивать других, а не умирать сами.
Картина «Через Гоби и Хинган» получила Госпремию Монголии, приз Министерства обороны на Всесоюзном кинофестивале и награду на Ташкентском кинофестивале стран Азии и Африки. Но тут в Японии в очередной раз стихло милитаристское обострение, отношения наладились и кино про победу на сопках Маньчжурии вновь было задвинуто на дальнюю полку. И в памяти остались лишь «наш советский Ален Делон» Александр Овчинников в роли разведчика, хороший киргизский актер Болот Бейшеналиев в образе хладнокровного японского врача-убийцы Исии, да Владимир Ивашов со словами своего героя полковника Матвеева, сказанными после Победы: «Мы теперь так должны жить, братцы — долго, весело и счастливо, чтоб чертям в аду стало тошно». Насчет долго и счастливо можно поспорить, но что черти в аду вот уже 75 лет переворачиваются от той нашей Победы – это точно.
#ВоенноеКино