Сразу после выхода фильм стал абсолютным хитом советского проката – его посмотрело 26 миллионов зрителей.
Это романтико-поэтическая история, отображающая не только военное время, но и атмосферу времени, — веру людей в победу и мирную жизнь. Двух влюбленных людей война разлучила на несколько лет, но после её окончания им — артиллеристу Василию Кудряшову (Евгений Самойлов) и зенитчице Варе Панковой (Марина Ладынина) — удалось встретиться на давно условленном месте в определенное время.
Оказывается, по сценарию кинофильм должен был заканчиваться совсем не так, как в итоге смонтировали. Сценарист Виктор Гусев приготовил сильнейший финал: Варя, героиня Ладыниной, во время краткой встречи с возлюбленным вновь провожает его на фронт, после чего тут же на станции погибает под бомбами нацистского истребителя на своем боевом посту.
То есть по версии сценариста она не пришла... И все последующее лирическое свидание на фоне Кремля и ликующих толп, озаренных всполохами победного салюта, возникает в ее меркнущем сознании.
Однако для режиссера были вещи важнее высокой эстетики, он снимал фильм-заклинание, фильм-заклятие, как и стихотворение Константина Симонова «Жди меня». Так что гибель героини не могла устроить ни режиссера, ни зрителя. Поэтому акценты были кардинально изменены.
Финальный эпизод – видения героини – Пырьев перевел в план уже свершившейся реальности, сняв встречу героев на фоне салюта Победы за год до настоящего окончания войны. Зрители военного времени пережили сладостный шок, увидев на экране собственную материализованную мечту. Это вызывало потоки светлых грез и давало надежду. Ради этого, считал Пырьев, стоило жертвовать высокой эстетикой.
Победу создатели фильма предсказали с абсолютной точностью – в мае.
– Фильм о победе вышел еще во время войны, – вспоминала Ладынина, – и многие бойцы, подобно Василию Кудряшову, назначали заветные свидания с любимыми на Каменном мосту. А один солдат написал мне: «Теперь и помереть можно, все-таки увидел конец войны…»
[fb_vid id="2130141853969067"]