Сегодня исполняется 112 лет со дня рождения советского скульптора Евгения Вучетича. Почти полвека он посвятил монументальному искусству. Народный художник СССР, лауреат пяти Сталинских и Ленинской премии создал более сорока скульптурных портретов — от фельдмаршалов Российской империи до командиров Красной армии. Наиболее известные работы Вучетича — ансамбль на Мамаевом кургане, памятник Воину-освободителю в Берлине и скульптурная композиция «Перекуем мечи на орала» у здания ООН в Нью-Йорке.
Военную тему скульптор выбрал неслучайно. В июне 1941 года он пошел на фронт добровольцем; вернувшись, продолжил работу в Cтудии военных художников имени Грекова, сохраняя память о боях и сражениях в своих работах.
Евгений Вучетич родился в Екатеринославе (ныне Днепр) в 1908 году, окончил художественную школу — уже в Ростове. Дипломной работой выпускника стала скульптурная группа, изображающая матроса на вздыбленном коне в полную величину — воплощение детских впечатлений. Евгений заслушивался рассказами демобилизованных красноармейцев о Гражданской войне, и первая же самостоятельная работа начинающего скульптора оказалась в Северо-Кавказском музее революции — настолько ярким и эмоциональным получился образ. Первым международным признанием Вучетича стала золотая медаль Всемирной выставки 1936 года в Париже за работу «Климент Ворошилов верхом».
Продолжил обучение скульптор в Ленинградской академии художеств. Культурная столица добавила не только академических знаний: Вучетич изучал творения своих предшественников — ваятелей и зодчих в музеях, да и просто на ленинградских улицах. «Я все время после Академии учился делать руку, делать голову, делать человека», — вспоминал мастер.
В 1930-е годы, в разгар грандиозного строительства, Евгений Вучетич оказался в Москве — в самом эпицентре реализации сталинского плана реконструкции города. Скульптор работал на «стройках века» — при возведении гостиницы «Москва» и Ленинской библиотеки, руководил экспериментальными мастерскими так и не построенного Дворца Советов. Многие проекты того времени остались на бумаге, такие как памятник герою Гражданской войны Григорию Котовскому, закончить который помешала война.
Даже после тяжелой контузии и демобилизации скульптор уже в составе Студии военных художников имени Митрофана Грекова выезжал на фронт. Художники делали документальные зарисовки, скульптурные портреты, этюды, создавая своеобразную летопись военного времени. От образов героев 1812 года — Суворова, Кутузова, Багратиона — Вучетич перешел к героям-современникам.
Под руководством Евгения Вучетича в 1946—1949 годах был создан величественный памятник-ансамбль «Воину-освободителю» в берлинском Трептов-парке.
Евгений Вучетич – автор монумента «Соединение двух фронтов», воздвигнутого в 1955 году. Монумент «Соединение фронтов» (архитектор Л. Поляков) установлен напротив тринадцатого шлюза Волго-Донского судоходного канала в том месте, где 23 ноября 1942 года было завершено окружение группировки фашистских войск под Сталинградом.
В 1957 году Вучетич становится автором аллегорической статуи «Перекуем мечи на орала», установленной у здания ООН в Нью-Йорке. Её копия сейчас находится недалеко от филиала Государственной Третьяковской галереи на Крымском валу в Москве.
По проекту и под непосредственным руководством Вучетича в 1957–1968 гг. был сооружен мемориальный ансамбль героям Сталинградской битвы на Мамаевом кургане в Волгограде. На возвышении кургана был установлен один из самых известных и величественных памятников монументального искусства, посвященных теме героического подвига советского народа в борьбе с фашистскими оккупантами — композиция «Родина-мать».
В 1972 году Вучетич вместе с группой скульпторов начинал работать над реализацией проекта «Национального музея истории Великой Отечественной войны 1941—1945 гг.» в Киеве. Центральной фигурой музея является 90-метровый монумент «Родина-мать». Скульптура возвышается на днепровских склонах и видна с отдаленных точек украинской столицы. После смерти Вучетича в 1974 году работу возглавил украинский скульптор Василий Бородай, значительно изменивший первоначальный вариант монумента.
Евгений Вучетич умер 12 апреля 1974 года, похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. В Днепре его именем названо Государственное художественное училище.
Евгений Вучетич — прекрасный скульптор своего века.
Чего только не стоит Памятник на Мамаевом Кургане в Волгограде и Берлине. Он своим трудом навечно оставил нам Шедевры.
Светлая Память Великому Скульптору !
И в Пензе тоже стоит на Проспекте Победы памятник Е.Вучетича.
Много слышал о нем!
В стране где власть 404.
Зато есть такие нелюди, которым всё мешает...
Царство небесного, Евгению Викторовичу...
Мощный скульптор, нынешние ему в подметки не годятся со своими «аленками» и др. ужасной хернёй! Каноны классические! Его скульптура тоже:
Не отнимая Достойной славы у Великого Вучетича, надо отдать должное и упомянуть Великого Василия Захаровича Бородач(касательно мемориала ВОВ в Киеве)
⚘
Скульптор от бога, как говорят! Мы Вас помним и будем всегда помнить!
👏👏👏👍👍👍👍👍👏👏👏👏👏👏👏
Светлая память
Великий скульптор, автор многих монументальных работ!
Царствие небесное вечный покой и блаженство подай Господи по Велицей Твоей Милости р.б. Евгению и сотвори ему Вечную Память !!!
Спасибо за очерк
Это наш герой, фронтовик, художник и работяга