Сегодня на «Интере» начинается показ лучших фильмов нашего времени. Откроет его фильм «Карнавал», а завтра, во вторник, зрители смогут посмотреть самый кассовый советский фильм 1980-х – «Пираты ХХ века». Феномен ленты объяснялся просто: это был первый советский кинобоевик, действие которого держит в напряжении с первой до последней минуты. Как и где проходили съемки – в нашем материале.
Всё началось в конце 1970-х с газетной статьи о нападении пиратов на итальянское судно, перевозившее урановую руду. На эту заметку наткнулся Станислав Говорухин и вместе с Борисом Дуровым загорелся идеей снять фильм о том, как советские моряки противостоят морским разбойникам.
После прочтения готового сценария идея перевозки урана не понравилась киноначальникам, тогда авторы предложили загрузить на судно опиум для медицинской промышленности. Начало «Пиратов ХХ века», где на корабль грузят этот самый опиум, снимали на пятом причале Ждановского порта (ныне — Мариупольский торговый порт) в мае 1979 года.
Корабль «Нежин», который половину фильма честно служит советской команде, а потом трагически гибнет в огне, — тоже мариупольский. Это сухогруз «Фатеж» Азовского морского пароходства. Во время съемок корабль не пострадал. Он много лет затем прослужил в пароходстве, был капитально отремонтирован в 1985 году, после чего отправился в Севастополь — в Черноморское пароходство.
Второй корабль, который зрители видят в фильме, а именно быстроходный пиратский «Mercury», тоже имел мариупольскую «прописку». В роли пиратского судна «снялся» теплоход «Адмирал Лунин» из Азовского морского пароходства. «Адмирала Лунина» после съемок продали в Грецию, где он служил до 1999 года, пока не погиб от взрыва.
Большинство сцен фильма снимали в разных местах Крыма: в Новом Свете (Разбойничья бухта, Голубая бухта, Царский пляж), в Коктебеле и около поселка Оленевка (мыс Тарханкут). Например, крушение ограбленного пиратами сухогруза «Нежин» снимали в море — напротив знаменитой горы Кара-Даг в Коктебеле. Пожара на судне, конечно же, в реальности не было. Для его имитации на палубе подожгли смолу в тазах.
Затопление советского судна снимали в… бассейне гостиницы «Ялта» в Массандре. «Такое в открытом море снять не получилось бы, — сетовал позже мастер спецэффектов Валерий Павлотос. — Две недели мы возводили полномасштабный макет коридоров и кают. А потом погрузили все это в бассейн. Правда, деревянные двери кают срывались с петель и всплывали. Пришлось их прикрутить болтами». По сюжету главный герой фильма, старший механик Сергей, должен был во время крушения судна спасать из кают женщин. Актер Николай Еременко-младший, исполнивший роль Сергея, рассказывал: "Снимали сцену спасения женщин в бассейне целую неделю. По семь часов я сидел в воде, и не просто сидел, а все время надо было нырять, нырять, нырять… И тогда уже из носа кровь шла не искусственная, а моя личная, и часто прекращали съемку, чтобы остановить мне кровь. А мои друзья, коллеги издевательски шутили: «Ну ты, Коля, как закончишь, подходи к нам, отдохни. Мы тебя будем ждать в соседнем бассейне, вместе поныряем». Зато после выхода фильма в прокат Николай Еременко был признан актером года и обрел миллионы поклонниц в лице всех советских женщин.
Консультантом и постановщиком боев в съемочную группу был приглашен известный в Советском Союзе мастер восточных единоборств Тадеуш Касьянов, который сыграл в картине роль боцмана. На роль кровожадного пирата Салеха пригласили актера Талгата Нигматулина. Родом он был из Киргизии, но благодаря утонченным экзотическим чертам лица вполне мог играть роли уроженцев заморских восточных государств. Так уж получилось, что образ пирата стал первой и последней «звездной» ролью Нигматулина: актер трагически погиб пять лет спустя после выхода «Пиратов» на экраны. Тайна его смерти так и осталась до конца неразгаданной.
Именно Нигматулин в фильме демонстрировал искусство карате. Ведь он с детства был увлечен этим видом спорта и даже стал чемпионом Узбекистана. В фильме он со своим кинопротивником Николаем Еременко (кстати, в жизни актеры были друзьями) дрался по-настоящему. И Нигматулин, и Еременко отказались от дублеров и каскадеров. «Травмы, полученные на тех съемках, сказываются до сих пор, — вспоминал Еременко. — Напоминают о себе выбитые кости: локти, таз. Мы ведь тогда молодые были, отчаянные, и работали без всяких дублеров. Помню нашу драку с Талгатом Нигматулиным. Снимали с трех точек и не одновременно, а по очереди, поэтому съемка затянулась на целый день. А дрались мы на бетонном полу. Скажу, что удовольствие ниже среднего, когда тебя в течение двенадцати часов со всей силы швыряют на бетон».
Когда трудная и опасная киноэкспедиция закончилась, фильм смонтировали, и все, наконец, выдохнули, оказалось, что киношному начальству лента категорически не понравилась. Фильм отправили на полку. Возможно, он пылился бы там и по сей день, если бы мастер-копия первого советского боевика не попала к Леониду Брежневу. Благодаря одобрению генсека «Пиратов» всё же выпустили на большой экран, и их ждал триумф! Народ валом валил в кинотеатры и был готов переплачивать спекулянтам за билеты. «Пираты XX века» не сходили с экранов четыре года, став самым кассовым фильмом своего времени.
Пираты 20 века. Николай Еременко супер!