Каждый год в День Победы звучат песни — не только военных лет, но и написанные позже. Зрители «Интера» имеют возможность услышать их в концерте «Победа. Одна на всех». «Наш полк» подготовил подборку постов о том, как появились самые известные мелодии войны.
«НА БЕЗЫМЯННОЙ ВЫСОТЕ»
«Песня должна отражать судьбы героев, но вместе с тем не должна поражать масштабностью и размахом событий», — так режиссер и актер Владимир Басов поставил задачу композитору Вениамину Баснеру и поэту Михаилу Матусовскому. Речь шла о песне для экранизации рассказа писателя-фронтовика Юрия Бондарева «Тишина». Режиссер хотел, чтобы она была похожа на фронтовые: простая и вместе с тем трогающая за душу.
Матусовский вспомнил одну историю, которую услышал на фронте. Отряд из 18 бойцов целую ночь удерживал высоту рядом с деревней Рубежанка. С казавшейся невыполнимой задачей герои справились ценой собственной жизни. Высоту осаждали несколько сотен немцев, но наши солдаты не отступили. И Матусовский написал точные и простые стихи — «у незнакомого поселка, на безымянной высоте» — о героях, с которыми можно было отождествить любого солдата Великой Отечественной.
Однако с музыкой было сложнее: ритмичные стихи Матусовского никак не ложились на мелодию. Первые варианты, предложенные Баснером, Басов отмел — получался то бравурный марш, то, наоборот, слишком сложный мелодический рисунок. Уже поджимали сроки, и композитор почти отчаялся. Помог случай.
Баснер ехал в поезде и задремал под мерный стук вагонных колес. И вдруг спокойное «тук-тук» сложилось в ритм песни — композитор понял, что в этот перестук идеально ложатся стихи Матусовского. К концу поездки у него уже родилась в голове мелодия — и он пел ее про себя всю дорогу, чтобы не забыть, а дома немедленно наиграл и записал. Вышло то, что нужно: одна из самых искренних и пронзительных песен о войне.
[fb_vid id="949900778794486"]