27 июня 1941 года на Кузнецком мосту в Москве был вывешен первый плакат проекта «Окна ТАСС». И с того момента его работа не прекращалась фактически ни на минуту — плакаты информировали, агитировали, высмеивали врага.
Осень 1941-го. Москва в осаде. Вентиляции в мастерской на Кузнецком мосту в доме № 20, где печатались «Окна ТАСС», нет, ночью окна не откроешь — строжайшая светомаскировка. А в помещении — краски, растворители, ведь тиражи делались вручную, с помощью трафаретов. В октябре вместо скипидара стали присылать ацетон.
«Скопление паров в ночную смену сокрушало слабых трафаретчиков, и в ночь „скорая помощь“ вывозила из мастерской от 3 до 6 человек в тяжелом состоянии», — писал в своей книге «Плакаты „Окна ТАСС“ 1941—1945 гг. громили фашистов» Виктор Масленников, ветеран «Окон ТАСС».
Каждое утро с фронтов приезжали нарочные за плакатами. В «Окнах ТАСС» работали 130 художников и 80 поэтов. В едином патриотическом порыве в мастерской трудились люди самых разных профессий: скульпторы, художники, живописцы, театральные художники, графики, искусствоведы. Коллектив художников «Окон ТАСС» работал в три смены. Обычно срок готовности плаката составлял 24 часа, а в отдельных экстренных случаях — не более 4 часов. Героями плакатов становились солдаты, труженики тыла, блокадники. За 4 года плакатисты создали более 1250 работ. На сообщения Совинформбюро реагировали мгновенно: художники тут же набрасывали эскизы, поэты писали стихи. Типографии не справлялись – плакаты «трафаретили» вручную.
Их хорошо знали на фронте и в тылу, в подполье на оккупированной территории и в партизанских отрядах, во многих странах мира, в том числе и в самой Германии.
Плакаты «Окон ТАСС» во время войны были действенным идеологическим оружием. Их можно было увидеть не только на броне танков или на фюзеляже самолёта. В Харькове партизаны полностью заклеили «Окнами ТАСС» здание местного гестапо. Нет нужды объяснять, что испытывали фашисты, увидев поутру столько едко-сатирических антинацистских плакатов. А в Туле и Витебске плакаты, наклеенные на дома и сильно прихваченные морозом, да так, что отодрать их от стен не было никакой возможности, были в ярости расстреляны нацистами. Бессильная злоба немцев к «Окнам ТАСС» была столь велика, что Геббельс угрожал лично «вздёрнуть на виселицу всех, кто работает в «Окнаx ТАСС» сразу же после взятия немецкими войсками Москвы».
Политуправление Красной армии выпустило листовки малого формата наиболее популярных «Окон ТАСС» с текстами на немецком языке. Эти листовки разбрасывали на оккупированных гитлеровцами территориях партизаны. В них указывалось, что листовка может служить пропуском при сдаче в плен для немецких солдат и офицеров.
Особой популярностью на фронте пользовались карикатуры на Гитлера. Однажды тассовцы получили письмо с фронта от политрука Писарева, в котором он написал: «…остро назрела ещё одна потребность в массовом выпуске плакатов большого формата с надписями на немецком языке. Такие у нас выставляются метров в ста или ближе от немецкой линии обороны. Например, был нарисован портрет Гитлера с надписью: “Он виновник войны, стреляйте в него”. Но изготовление таких плакатов здесь, на фронте, является делом очень затруднительным, не позволяют условия, нет времени и материалов, а их требуется много, нужны большие куски фанеры или ткани, и нет зачастую художественных сил. Можно ли изготовить такие плакаты в центре и присылать нам?».
Впоследствии из фронтовых писем Писарева тассовцы узнали ещё об одной «коронной» шутке некоторых смельчаков на нашей передовой — когда плакаты с портретом Гитлера минировались. Эффект заключался в том, что наши разведчики ещё ночью выставляли плакат с немецким текстом на линии обороны, а на рассвете, когда не было видно чёткого изображения рисунка и текста, фашисты начинали расстреливать своего фюрера… Когда немцы, наконец, понимали, что сделали оплошность, и хотели было снять портрет, он оказывался заминированным.
Тираж плакатов «Окон ТАСС» рос — если сначала это было до 50 экземпляров, то потом 500-600, а в последний год войны доходило и до 1,5 тыс. За годы войны «Окна ТАСС» стали художественным явлением в стране, они выпускались почти во всех крупных городах СССР.
Тексты для плакатов писали и Самуил Маршак, и Демьян Бедный, и Василий Лебедев-Кумач, и Сергей Михалков, и многие другие известные литераторы. Отдавали свой талант лучшие карикатуристы — так, авторству Кукрыниксов (Михаил Куприянов, Порфирий Крылов, Николай Соколов) принадлежит 66 плакатов. И еще в 1942 году часть создателей «Окон ТАСС» (среди них, кстати, были и Кукрыниксы, и Маршак) стали лауреатами Государственной премии.
Огромными буквами надпись «Победа!» и стихи Лебедева-Кумача — этот плакат «Окон ТАСС» вышел в мае 1945-го под номером 1243—1244.