В ряду известных фронтовых фотографов, без сомнения, стоит и имя Сергея Струнникова — фотографа, военного фотокорреспондента газеты «Правда». Сергей Струнников — автор всемирно известного снимка тела Зои Космодемьянской, кадров, запечатлевших оборону Москвы, жизнь блокадного Ленинграда, Сталинградскую битву, и других исторических фотодокументов.
Родился Сергей в 1907 году в Херсоне в семье художника Н. И. Струнникова, в 1922 году семья переехала в Москву. После окончания школы работал расклейщиком афиш в кинотеатре «Палас», учился на операторском отделении Государственного кинотехникума, параллельно работал осветителем на студии «Межрабпомфильм». Первые его фотоработы появились в печати в 1928 году.
В начале 1930-х годов Струнников служил в Красной армии, сотрудничал с красноармейской газетой «На боевом посту», получил первый приз в одном из воинских фотоконкурсов. Принял участие в конкурсе на лучший фотоочерк в журнале «Советское фото».
В августе 1941 года Струнников был приглашён фотокорреспондентом в газету «Правда», с октября стал военным фотокорреспондентом.
Фотограф снимал оборону Москвы, работал в немецком тылу, на передовых. Фотографии публиковались в «Правде». В 1942 году 57 работ Струнникова были представлены на выставке «Москва военная» в Центральном доме Красной армии, его снимки вошли в альбом «Москва, ноябрь 1941». В том же году фотограф был представлен к награждению медалью «За боевые заслуги».
Он стремился запечатлеть блокадный Ленинград, в конце 1942 года получил командировку в город для работы над изданием «Ленинград в борьбе». Вновь побывал в Ленинграде в начале 1944 года.
Сергей Струнников работал на Западном, Брянском, Ленинградском, Волховском, Северо-Западном, 1-м Прибалтийском фронтах, снимал в Сталинграде, Туле, Калинине, Смоленске, Харькове, Одессе, Крыму, Севастополе и других местах боевых действий. Вёл военные дневники.
Струнников стремился запечатлеть ситуации наивысшего накала боевых действий и напряжения человеческих сил, снимал бомбёжки, летая на бомбардировщике, ряд снимков выполнен им под огнём на поле боя. По свидетельствам современников, за работой фотограф пренебрегал опасностью, определив девизом своей работы «То, что считается трудным, нельзя назвать невозможным».
Съёмка поглощала журналиста настолько, что он не замечал свиста пуль вокруг себя. Однажды, когда он выбежал на опушку леса, немцы открыли огонь, а Сергей, встав на колено, продолжал щёлкать затвором «лейки».
Согласно собственной формулировке Струнникова, его творческое кредо заключалось в том, чтобы «отойти от стандарта и брать самую соль жизни, самое острое, самое необходимое».
Несмотря на десятки и сотни великолепных снимков, Сергей Струнников вошел в историю военной журналистики прежде всего, как автор фотографий замученной Зои Космодемьянской, сделанных в январе 1942 года. Так случилось, что в деревне, недалеко от Петрищево, где произошло злодеяние фашистов, остановились на ночлег журналисты, среди них – Петр Лидов. От старика, хозяина избы, Лидов услышал рассказ о том, как в Петрищево была повешена девушка-партизанка, назвавшаяся Таней. Как только появилась такая возможность, Лидов, а с ним и Струнников, отправились в отбитую у немцев деревню, и там вскрыли могилу, в которой была похоронена замученная партизанка. Тогда-то и был сделан знаменитый снимок мертвой Зои.
Вошедший в историю Отечественной войны и ставший «классикой военного фоторепортажа» снимок впервые был опубликован в «Правде» 27 января 1942 года в качестве иллюстрации к очерку Петра Лидова «Таня», впоследствии многократно перепечатывался, приобрёл значение символа, оказав влияние на позднейшие произведения искусства разных жанров, посвящённые образу убитой девушки. (К сожалению, мы не можем опубликовать данную фотографию, исходя из политики Facebook. При желании вы можете найти ее в интернете).
Погиб фотограф в ходе операции «Фрэнтик» при бомбёжке на военном аэродроме под Полтавой, вместе с боевыми товарищами отражая атаку из зенитного орудия и сбив немецкий бомбардировщик, который упал и взорвался поблизости. Похоронен в Петровском парке в Полтаве, вместо обелиска лётчики союзных войск установили на могиле лопасть винта «Летающей крепости» в знак того, что журналисты погибли на боевом посту.
На третьем фото: собранные в груды тела немецких солдат, погибших в Сталинградском «котле»