Трудовую деятельность он начал в четырнадцать лет, испытав свои силы в самых разных областях. Но фотография привлекала его больше всего.
С началом Великой Отечественной войны Дмитрий Бальтерманц отправлен на фронт в качестве фотокорреспондента газеты «Известия». На страницах газеты появились его репортажи, посвящённые строительству противотанковых укреплений под Москвой, обороне, военным действиям в Крыму, битве под Сталинградом.
В 1942 году с Дмитрием случился неприятный инцидент, в результате которого его сотрудничество с «Известями» оборвалось. Бальтерманц на несколько дней вернулся в Москву, чтобы проявить и напечатать фотографии, отснятые под Москвой и Сталинградом. Снимки были оставлены сушиться в редакции без присмотра. Ночью в редакции спешно искали иллюстрацию в утренний номер, и по ошибке его снимок с подбитыми английскими танками, бывших на вооружении в Красной армии, ушёл в номер как «подбитые немецкие танки». Дмитрий Бальтерманц при выборе снимка не присутствовал, но когда ошибка была обнаружена, вся ответственность была возложена на него. Бальтерманц был разжалован в рядовые и направлен в штрафной батальон.
4 января 1943 года был тяжело ранен в ногу, но удалось избежать ампутации ноги. По причине ранения потом всю жизнь он слегка косолапил. Пролежав в госпиталях до 1944 года, Дмитрий Бальтерманц был снова отправлен на фронт фотокорреспондентом армейской газеты «На разгром врага».
За бои в городе Бреслау 16 мая 1945 года подполковник И. Волков представил старшего лейтенанта Бальтерманца к награде — ордену Отечественной войны II степени.
В годы хрущевской «оттепели» Дмитрий Бальтерманц пережил пик своей популярности. В это время советские фотолюбители смогли увидеть многие «архивные», ненапечатанные в своё время фронтовые работы мастера, запечатлевшие не только подвиг, но и смерть, горе и тяготы войны. Фотограф стал известен за границей — персональные выставки Дмитрия Бальтерманца в Лондоне (1964) и Нью-Йорке (1965) сделали его мировой знаменитостью.
Интересна судьба фронтовых снимков Бальтерманца: его рядовые фотографии печатались сразу, а многие шедевры (в частности легендарный снимок 1942 года «Горе»), ставшие классикой мирового военного фоторепортажа, были напечатаны спустя десятилетие после окончания войны. Снимок «Горе» (второе фото) — характерное для Бальтерманца сочетание фоторепортажа с постановочной и художественной фотографией: черные тяжелые облака попали на снимок из другого негатива.
Иногда главную роль в рождении «шедевра» играл случай. В одном из германских городков Бальтерманца попросили снять солдат, просто так, чтобы можно было хоть что-то послать домой. Когда он пришел за солдатами, то увидел такую сцену: в полуразрушенном доме ребята нашли невесть как уцелевшее пианино и слушали, как один из них что-то наигрывал. Бальтерманц на всякий случай щелкнул разок, а потом они пошли подыскивать более «героический» фон. Неизвестно, сохранились ли эти «героические» снимки, но случайный «Чайковский» стал одной из самых знаменитых военных фотографий (третье фото).
В этот день в 1912 году родился Дмитрий Бальтерманц
ТЕГИ:
9 мая, Бессмертный полк, Бессмертный полк Украины, Бессмертный полк Украины новости, День Победы, Новости